Пешеходные зоны вместо автомобилей: опыт Нью-Йорка

Джанет Садик-Хан была назначена комиссаром Департамента транспорта Нью-Йорка в 2007 году. Шесть лет она руководила пятью тысячами подчиненных и отвечала за десять тысяч километров улиц пяти районов города. Несмотря на доступ к двум миллиардам долларов бюджета, Садик-Хан избрала иной подход к обновлению улиц – тестирование и постоянные эксперименты. Другими словами, попробуй идею на предмет ее работоспособности и, если не получилось, то берись за новую. Успех этого метода на Таймс-сквер позволил создать 50 пешеходных зон в городе, отдав горожанам 105 тысяч квадратных метров пространства, принадлежавшего до того автомобилям. Slon публикует сокращенный вариант выступления Джанет Садик-Хан на платформе TED в собственном переводе.

Работа комиссара транспорта – это не только стоп-сигналы и светофоры, это еще и организация городского пространства, уличный дизайн. Улицы – один из самых ценных ресурсов города, но этого многие не понимают. Улицы можно быстро переделать, причем малыми средствами, и они станут популярными у городских жителей и туристов. Нужно только не бояться отойти от стереотипного взгляда.

Это важно, потому что мы живем в век урбанизации: впервые в истории большинство населения концентрируется в городах, а в течение следующих сорока лет людей на планете будет еще вдвое больше. В свете этой перспективы оптимизация уличного пространства становится крайне важной. Мэр Блумберг увидел эту проблему и запустил PlaNYC в 2007 году. Этот план рассматривал города как глобальные рынки; если все больше и больше людей будут съезжаться в города, нам нужно сосредоточиться на качестве жизни и эффективности нашей инфраструктуры.

Во многих городах улицы очень долго, десятилетиями пребывали в состоянии анабиоза. Вот, например, фотография Таймс-сквер в пятидесятые:

А ниже – Таймс-сквер в 2008 году: несмотря на все технологические инновации и культурные и политические сдвиги, немногое изменилось за 50 лет.

Нашей целью было повысить мобильность, дать больше места велосипедам, автобусам и просто людям, которые хотят получать удовольствие от города, сделать улицы настолько безопасными, насколько это возможно. Крайне важно определить цели, потому что если вы хотите дать кораблю новое направление движения, нужно понимать, куда вы плывете и зачем. Дизайн улицы функционален, он четко говорит о том, чего от нее в итоге ожидают: предполагается ли, что здесь можно приятно и с пользой провести время, или же эта конкретная улица спроектирована так, чтобы машины передвигались из точки А в точку Б как можно быстрее, и больше ни для чего.

Запуская проект, мы устроили несколько опросов. И узнали, что Нью-Йорк – город, где негде присесть. В таком положении дел нет ничего хорошего ни для родителей с детьми, ни для старшего поколения, ни для продавцов, ни для пожарных гидрантов.

Необходимость изменений назрела, и лучший пример того, как сработал наш подход, это Таймс-сквер. В день здесь проходят 350 тысяч человек, и специалисты годами пытались улучшить это место. Здесь было опасно и вообще довольно трудно перейти улицу, творился настоящий хаос, выхода никто не видел. Мы устроили полугодовое испытание, так сказать, пилот: закрыли Бродвей с 42-й по 47-ю улицу и получили 1 гектар пешеходного пространства. Использовали временные материалы, что было важной частью программы. Нам нужно было понять, насколько эффективен метод, и мы направили все силы на получение информации. Если наши действия помогали трафику, повышали мобильность, если становилось безопаснее, лучше для бизнеса, то мы оставляли изменения. Но если что-то не получалось – никаких проблем, мы могли все вернуть как было: помните, мы ведь использовали временные материалы.

Никто не волновался, что ничего нельзя будет вернуть назад. А вышло как нельзя лучше: трафик увеличился, стало спокойней. Открылись пять новых флагманских магазинов. Таймс-сквер теперь – одно из десяти наиболее привлекательных мест для ритейла на планете. И это был важный урок: не нужно выбирать между трафиком и публичным пространством.

При реализации любого проекта возникают неожиданности. Мы вот никак не ожидали, что люди потянутся на Таймс-сквер так быстро! Где они были раньше? Непонятно. Раз! – и они уже здесь. Сложилась забавная ситуация: то, чем мы хотели заставить улицу, еще не было готово.

Вот итоговый дизайн для Таймс-сквер: там будет ровная поверхность – от тротуара до тротуара, прекрасное покрытие, отражающее свет от билбордов. Мы уверены, что создаем чудесное место, новый перекресток мирового масштаба, достойный своего имени. И откроем мы его уже в этом декабре.

Во всех наших проектах мы плотно сотрудничаем с бизнесом и местными продавцами. Посмотрите, вот площадь перед магазином Macy's. Его владельцы всецело за наш проект, ведь понятно: чем больше прохожих, тем лучше для бизнеса.

В Бедфорд-Стайвесант мы покрасили улицу, положили гравий с эпоксидным покрытием и присоединили треугольный кусок бывшей проезжей части к магазинам на Гранд-авеню, получив прекрасное публичное пространство.

Плюс помогли бизнесу. В Бруклине мы переделали не слишком популярную парковку, использовав всего лишь краску и растения, и спустя три года продажи на этом месте выросли на 172%.

 

Работа шла быстро. Мы создали больше пятидесяти пешеходных площадей во всех пяти районах города, переделали 10 гектаров автомобильных дорог в пространства для прогулок и отдыха. Одно из последствий нашего успеха – подобный подход теперь берут на вооружение в Бостоне, Чикаго, Сан-Франциско, Буэнос-Айресе.

Теперь о велосипедах. За шесть лет велосипед удалось превратить в реальный способ передвижения по городу. Мы быстро создали взаимосвязанную сеть дорожных полос. С 2007 по 2013 год было построено 563 километра велосипедных полос. Мне это ужасно нравится, потому что кажется таким простым: вот их не было, вот они есть. А еще мы построили первую защищенную велосипедную полосу в США, защитили велосипедистов с помощью плавающих парковочных линий. Получилось отлично. Количество велосипедов выросло, число травм среди пешеходов, велосипедистов, водителей упало на 50%. Есть уже 48 километров таких защищенных линий, а теперь они начали появляться по всей стране.

Не всем, однако, понравились новые велосипедные полосы, и пару лет назад на нас подали в суд, поднялась шумиха в прессе. Одна бруклинская газета назвала полосу на Prospect Park West самым оспариваемым куском земли после сектора Газа. Но 64% ньюйоркцев остались довольны.

Этим летом мы запустили CitiBike – самую большую в Соединенных Штатах программу по обмену велосипедами. 6 тысяч велосипедов и 330 станций. С момента запуска программы было совершено три миллиона поездок. Люди проехали 11 миллионов километров. Среднее количество велосипедистов на улицах Нью-Йорка – 36 тысяч. Пик зафиксирован в августе – 44 тысячи. Вчера 40 тысяч человек воспользовались CitiBike. Поменялся и облик типичного велосипедиста: раньше это был человек, похожий на ниндзя. Теперь он выглядит так же, как любой другой житель города, старый, молодой, белый, черный, женщина, ребенок. Все они выбирают велосипед, доступный, безопасный, удобный способ передвижения по городу.

Похожий метод мы использовали для автобусов. Поэтому мы выбрали самые перегруженные участки города, построили шесть автобусных транзитных линий и проложили 91 километр новых скоростных автобусных полос. На выделенные полосы машинам хода нет, за это полагается штраф, и этот опыт оказался крайне успешным.

Знаете, каким был мой лучший день, нет, даже момент, на посту транспортного комиссара? Мы запустили CitiBike, и я ехала по защищенной велосипедной полосе, оглянулась и увидела пешеходов, стоящих на безопасных пешеходных островах, трафик спокойно двигался, птички пели, автобусы катились по выделенным для них линиям. Просто фантастика. Не сравнить с тем, как это выглядело шесть лет назад.

Понимаете, быстро менять наши улицы возможно. Это недорого, это сразу же приносит выгоду, и это будет популярным у горожан. Просто улицы нужно перепридумать.

Источник - http://slon.ru/

Додати новий коментар

Ви сповіщаєте про орфографічну помилку в наступному тексті:
Щоб надіслати повідомлення, натисніть кнопку нижче.